В дошкольном возрасте совершенствуются, качественно изменяются и возникают новые способы ориентировки ребенка в окружающей действительности; обогащаются представления и знания ребенка о мире. У дошкольников с ОВЗ с самого рождения не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира; ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания.Поэтому в обучении детей с ОВЗ большое внимание мы уделяем сенсорному воспитанию и развитию.
Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи, воображения; с другой – оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности. Для успешной организации сенсорного развития детей в группе создана предметно-развивающая среда. Мы хотим представить некоторые сенсорные игры и пособия, которые мы используем в нашей группе. Ведь сенсорная игра развивает все виды восприятия, а у детей с нарушением интеллекта без специального обучения это не развиваются.
Мы используем в сенсорных играх вату, крупу, песок, прищепки, мыльные пузыри, сенсорную коробку. Игры на развитие сенсомоторных умений: нанизывание, выкладывание, группировка. Дети обогащают сенсорные ощущения и развивают моторику через традиционные и нетрадиционные дидактические игры. Эти игры направлены на развитие восприятия разной модальности. Тактильные доски, коробки, мешочки.
Сшитые своими руками сенсомоторные полянки нравятся детям. Играя с ними, дети развивают сенсомоторные навыки, учатся подбирать по цвету, расстегивать и застегивать.
Интересным решением в развитии
сенсомоторных умений у детей является дидактический материал «Чудо юбка».
Благодаря своей необычности, яркости это пособие вызывает длительный интерес и
желание детей играть и учиться. Эта юбка – мобильна, т. к. элементы юбки
съемные и меняются в зависимости от поставленных задач. Работать с этим
пособием можно с подгруппой, индивидуально, с учетом интереса и желания каждого
ребенка. Развивая восприятие цвета, формы и выполняя шнуровку, плетение,
застегивание, счет, дети контролируют выполнение задания, учатся
самоорганизации.
Развивающий набор «Умные колокольчики». В наборе 4 колокольчика 4 основных цвета и 10 развивающих заданий. С помощью этого набора дети изучают цвет, счет и другие полезные задания с карточками. Данный набор развивает логику, навыки счета, цветовосприятие, слуховое и зрительное восприятие, фантазию.
Мы предлагаем познавательный сенсорный дидактический материал «Чудо – мяч». Формы работы с этим пособием могут быть подгрупповые и индивидуальные. Цель: развитие познавательного интереса и активности у детей.
Этот мяч можно использовать в изучении любой лексической темы, предлагая детям решение разных задач в обучении.
Задачи: развитие познавательного интереса и понятийного словаря.
Д/и «Найди картинку»
·
Закрепление сенсорных эталонов (цвет,
форма, величина)
Д/и «Распредели кораблики по островкам»
Д/и «Найди фигуре место» - группировка по цвету и
форме
Д/и «Большой - маленький»- представления о величине.
·
Формировать операции обобщения,
исключения.
Д/и
«Назови, одним словом»
Д/и «Найди лишнюю картинку»
·
Формировать счетные навыки, используя
поле мяча.
·
Развивать зрительное внимание и
восприятие.
Д/и «Найди такую же картинку»
·
Развитие воображения и мышления.
Д/и «Отгадай загадку»
Д/и
«Что бывает такого цвета?»
Мы можем создать проект-игру на
примере сказки « Красная шапочка» и обыграть данное пособие.
Опираясь на сказку, можно работать
с лексическими темами: «Семья», «Деревья», «Животные», «Продукты питания»,
«Одежда». На примере данных тем отработать операции обобщения и исключения.
Можно предложить детям картинки
распределить по цвету, развивая цветовосприятие.
Формируя счетные навыки, помочь Красной шапочке
посчитать деревья в лесу, животных.
Например, в поле мяча поиграть с
детьми в игру съедобное и несъедобное.
Предложить детям среди других картинок найти героев сказки.
Можно упражнять детей в работе с
алгоритмами.
Формировать пространственную ориентировку
на поле мяча с помощью схемы. Например, найти дорогу к бабушке по схеме.
Учить детей отгадывать загадку, а
на мяче найти картинку – отгадку.
Все эти рекомендации можно использовать с ребенком дома.
Консультация учителя дефектолога
для родителей детей с ОВЗ
Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем
любовь…
Общие
рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.
Когда ребенку трудно
что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто
хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее,
если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и
помогая, лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя
обслуживать.
В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.
Этапы построения
программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:
1. Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
2. Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.
4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени.
Родителям необходимо помнить следующее: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.
- в возрасте до 1
года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В
этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку
погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что
надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;
- от 1 года до 2 лет
- возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то
складывать, сооружать, предложите ребенку вложить один кубик в другой или
одну матрешку в другую. Можно собрать пирамидку, сложить колодец из
брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и
животные всех видов - вот подбор игрушек для этого возраста;
- от 2 до 3 лет
мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают
одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики же предпочитают машины,
самосвалы, автобусы, пароходы и т. п. В этом возрасте девочке лучше давать
мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;
- с 3 лет дети
вступают в период вопросов: "Что это?", "Почему?". У
них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно
усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача,
продавца и т. п. Мальчики любят быть то летчиками, то шоферами, то
космонавтами;
- с 4 лет и мальчики,
и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи,
мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их
постройки становятся сложными и продуманными.
- массаж рук и ног;
- выкладывание
различных предметов, цифр, букв, геометрических фигур.
- перекладывание по
одной;
- выкладывание
предметов, фигур, букв (по образцу, по памяти, выложи вторую половинку
предмета).
- завязывание и
развязывание узелков;
- зашнуровывание и расшнуровывание
ботинок;
- плетение.
- скатать шарик;
- разгладить мятый
фантик;
- порвать на мелкие
кусочки;
- складывание поделок
«бабочка», «веер».
- разматывание и
заматывание;
- подбрасывание и
ловля;
- прокатывание;
- выкладывание по
величине;
- группировка по
цвету.
- выкладывание по
величине;
- группировка по
цвету;
- пришивание и
отрывание.
- обведи изображение
фломастером по контуру;
- переведи
изображение на кальку, через копировальную бумагу.
- подбрасывание вверх
и ловля, перекладывание из руки в руку;
- прокатывание в
ворота;
- метание в цель
(метка на стене, попади в коробку, сбей кеглю).
что она должна отвечать следующим требованиям:
Игры с детьми по дороге домой
Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ ещё больше хнычут…- Ребёнку трудно запомнить геометрические формы? Можно совместно с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.
- Ребёнок не знает, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показывать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей ребёнка) искать красные предметы. Когда ребёнок будет безошибочно называть и показывать их, можно прейти к другому цвету.
- Подобным образом можно отрабатывать у ребёнка восприятие размера.
- Формируйте у ребенка обобщающие понятия. Например, назовите все, что едет по дороге, и обобщите словом транспорт. Аналогично все, что видите по дороге в детский сад.
- Желательно также отмечать, замечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке.
Литвинова Светлана Олеговна
Учитель - дефектолог высшей категории
МАДОУ № 473
Дефектолог – это специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием детей с особенностями психофизического развития.
А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.
Если у вашего ребенка расстройство аутистического спектра
- Используйте мягкие физические манипулирования или воздействия для привлечения внимания ребенка, например, мама может повернуть голову ребенка в нужном направлении.
- Постоянно привлекайте ребенка к социальным стимулам: «Смотри, рядом с тобой стоит Саша», «Привет, Саша!». При этом необходимо посмотреть ребенку в глаза, указать на людей, находящихся рядом, назвать их по имени.
- Если у ребенка отсутствует речь, необходимо пользоваться пиктограммами или специальным набором карточек.
- Заучивайте стихи и песни с сопровождающими движениями руками, при этом Вы должны помогать ребенку в осуществлении данных движений (действуйте руками ребенка).
- Разделяйте общие цели развития, поставленные Вами, на более мелкие шаги (поэтапное достижение цели).
- Если ребенок начинает выполнять успокаивающие движения (покачивания, прыжки и т.д.), сопровождайте эти действия четкой инструкцией: "Стоп!".
Необходимо своевременно и ответственно выполнять рекомендации всех специалистов.
Материал представляет рекомендации для педагогов и родителей по развитию коммуникативных умений у детей с ОВЗ через игру -драматизацию.
Для вас родители!
Советы дефектолога по развитию речи и ручной моторики.
Предложенная информация,содержит рекомендации для родителей: Как развить ручную умелость у ребенка?
Как разговаривать с малышом?
Как расширять словарь и речевой слух ребенка?
Как научить отвечать на вопросы?
предлагаются примерные варианты игр
по развитию ручной моторики.
https://docs.google.com/file/d/0Bz3a7eKfKOzNQmJMdHRzMERlZUk/edit?usp=sharing
Рекомендации для родителей по теме "Игрушки"
Данные советы помогут родителям в выборе игрушек для своих детей;
расскажут в каком возрасте и как правильно научить ребенка действовать с игрушкой.
https://docs.google.com/file/d/0Bz3a7eKfKOzNWjhvUHRDSVNLZmc/edit?usp=sharing
Комментариев нет:
Отправить комментарий