Коррекция и развитие



"В гостях у жителей леса"

Пополняя копилку мероприятий проекта по экологическому воспитанию, мы провели спортивно-развлекательное мероприятие. Закрепляя знания по теме "Дикие животные", мы отправились в лес. 
В спортивном зале нас встретил Лесовичок, который представил нам карту леса и его жителей. Вместе с зайкой мы прыгали по лесным дорожкам. Мишке закинули в берлогу подушки. Белке помогли собрать шишки. А ежику помогли проползти в норку. От хитрой лисы упрыгали на больших мячах. Но самое главное, мы учились бережно относиться к лесу и его жителям.

Представляем видео ролик мероприятия.





















Рекомендации по теме: "Школа, школьные принадлежности"

1.Поговорите с ребенком о школьных принадлежностях, вспомните словакарандаш, линейка, ластик, фломастер, ручка, тетрадь,альбом, книга, учебник, краски, пластилин.Скажите, что вещи для школыпомогают детям учиться в школе, а содержать их нужно в порядке. Прохлопайте слова по слогам.
2.Отдельно остановитесь на том, из чего сделаны вещи для школы: они могут бытьразными (линейка сделана из дерева-она деревянная; ручка сделана из пластмассы-она пластмассовая и т.д.): деревянная линейка, пластмассовая ручка, железный пенал, резиновый ластики т.д..Прохлопайте по слогам.
3.Еще одно слово, которое нужно будет вспомнить, это учитель. Расскажите о том, что учитель учит детей в школе, вместе с учителем дети учатся читать и писать.
4. «Скажи наоборот»(расширение словаря антонимов):                     -один карандаш острый, а другой тупой;
- одна книга толстая, а другая тонкая;
- один ластик большой, а другой маленький и т.д..
5. «Что будешь делать?» (расширение и уточнение словаря)
- Ручка. –Чтобы писать.
- Карандаш. – Чтобы рисовать.
- Ластик. –Чтобы стирать.
- Краски. – Чтобы раскрашивать. И т.д..
6. Прочитайте несколько разстихотворение про карандаши, пусть ребенок повторяет вместе с вами; договаривает за вами слова, слоги, звуки.
Карандаши
Карандашей целую коробку
Подарили мне вчера.
Поиграть решила с ними
Моя младшая сестра!
Она с ними наигралась, а собрать не догадалась!

7. Возьмите вместе с ребенком в руки деревянные шестигранные карандаши, покатайте их между ладонями, крепко сжимая обеими ладонями; это станет отличным массажем для ладоней и пальцев.

Скоро в школу!
Памятка для родителей:
"Готовность ребенка руки к письму" 
Как готовить ребенка к обучению письму?  Этот вопрос начинает волновать родителей задолго до поступления ребенка в школу.
Одним из основных направлений подготовки руки к письму является развитие руки.
У этого направления три задачи:
1. Сформировать правильный захват орудия письма.
2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить детей к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
Это важно знать: для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от ребенка мышечных усилий для проведения линии.
Учимся правильно держать ручку и карандаш.

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:
Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша: карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):
Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.
Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.
Еще одна  типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.
Как определить уровень готовности руки ребенка к письму?
Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита  мелкая моторика и готова ли его рука к письму.
Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).
Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:

- вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
- линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
- ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.
Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.
Если рука недостаточно хорошо развита, то ребенок станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).
Система упражнений для пальчиков
1. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
2. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
3. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
4.  «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
5. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
6. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
7. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
8. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.
Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.
Упражнения для развития «ручной умелости».
*     выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
*     конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
*     конструирование из бумаги и картона,
*     плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
*     шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
*     изготовление поделок из проволоки,
*     пришивание пуговиц
*     нанизывание бусин и изготовление детских бус,
*     изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
*     пальчиковые игры,
*     штриховки,
*     изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
*     валяние,
*     раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
*     рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»)
*     дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
*     обведение рисунков по точкам,
- выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
*     плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров
*     вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой
*     декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
*     задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
*     рисование на доске мелом, цветными мелками,
*     оригами,
*     изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).
Игры для развития мелкой моторики детей.
1. Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает  силу рук.2. Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий  импортный.3. Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!4. Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!5. Упражнения с бумагой:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
Важные советы:
ü  Предлагая бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.
ü  Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
ü  Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
5) Вырезание ножницами.
Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания. Обучая силуэтному вырезанию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
7. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету ( если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
8. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
9. Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
10. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
11. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы это упражнение было результативным, покажите как правильно его выполнять:
Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.
Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
- В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
 12. Конструкторы.  Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с  РАЗНЫМ        принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
13. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями.  Собираются старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются   разноцветные «трубочки», которые нанизывают на шнурок. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
15. Перелистывать страницы книги по  одной. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.
Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.
16. Игры – шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.
Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни в  быту.
На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки.  Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом  человеке, чем на себе.
Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого  прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку,  протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.
18. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу.  А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.
21. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
22. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
23. Пальчиковые народные игры
24. Штриховка, раскрашивание, узор по контуру, дорисовывание симметрии к фигуре, копирование простых фигур.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:
v Штриховать только в заданном направлении.
v Не выходить за контуры фигуры.
v Соблюдать параллельность линий.
v Не сближать штрихи, соблюдать расстояние.
v  
Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на играх кнопочки, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно,  без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.
Считается, что любое упражнение, развивающее мелкую моторику, развивает речь и мышление. Ребенок не говорит или плохо говорит? Собирайте мозаики, шнуруйте, и речь появится! Хотите, чтобы малыш хорошо развивался? Развивайте пальчики, и мозг будет развиваться намного эффективнее.  Но это не так или не совсем так. Давайте попробуем разобраться и отделить правду от мифов. А также узнать, как использовать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы они действительно развивали наших малышей.


С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии: от игры к занятиям
   
    Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.
Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную работоспособность». Чем продолжительнее урок, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать.
Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.
  •  Развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: колокольчика, барабана, шарманки и др. Например, игра «Послушай внимательно и угадай, на чем мама играла». Не видя игрушку, надо узнать ее (назвать или показать) по издаваемому ею звуку. Такую игру лучше начинать с 2 игрушек, постепенно добавляя к ним новые. Звучащие игрушки можно заменить хорошо знакомыми ребенку предметами: деревянной дощечкой, тарелкой, чашкой или кастрюлей, а игру назвать: «Послушай внимательно и угадай, до чего дотронулась (почему стучала) мама палочкой».

Хорошо проводить игры-занятия, в которых дети определяют местонахождение невидимого для них звучащего предмета: «найди колокольчик», «найди дудочку». Взрослый, извлекший звук, быстро отходит от спрятанной музыкальной игрушки.
  •   Развитие зрительного внимания и памяти. Этому способствуют игры на запоминание: «Где что лежало», «Кто с кем поменялся», «Что прибавилось», «Кого (чего) нет» и др. Например, начиная с двух игрушек (и постепенно со временем увеличивая их количество) взрослый на глазах у ребенка кладет мишку на стол, а куклу сажает на стул. Предлагает внимательно посмотреть и запомнить, кто где сидит, а потом закрыть глазки. Поменяв местами игрушки, взрослый говорит: «Раз-два-три, а теперь ты посмотри». Ребенок должен расставить предметы в том порядке, в каком он видел их первоначально. Аналогично проводится игра по формированию умения определять, какая игрушка прибавилась к тем, которые лежали на столе, или вспомнить ту (те), которые убрали со стола или спрятали.

Если ребенок хорошо справляется с этими заданиями, то игрушки можно заменить предметными, а затем и сюжетными картинками.
  •  Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них  общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.

С этой целью полезно проводить занятия по обучению сортировке предметов по основным их признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешки, шарики, вырезанные из картона фигурки и другие игрушки или предметы обихода (пуговицы, катушки, ложки или небольшие технические детали разной конфигурации: болты, шайбочки, гайки).
Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие условия:
  Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять, для чего неоднократно напоминайте: «Посмотри внимательно».
Не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины предмета (красный, синий, круглый, маленький, большой), а сосредотачивайте внимание на одинаковости, схожести предметов. Например: «Посмотри и найди такой же, похожий». Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом величины. Словесные обозначения признаков предметов (большой, зеленый, треугольный и т.п.) усваиваются детьми значительно позже, поэтому работу над словесным обозначением признаков предметов надо проводить позже.
Обучая детей сличению предметов по цвету, форме и величине, не торопитесь вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно.
Сначала надо научить отличать предметы одного цвета от предметов другого цвета, например, развезти на машине по разным углам комнаты красные и синие кубики или разложить по разным коробочкам (помочь маме) белые и черные пуговицы. Постепенно количество предметов, окрашенных в разные цвета, необходимо увеличить. Например, предложите ребенку подобрать банты к соответствующему платью, ленты к шарам и т.п.
Затем научите ребенка сличать и сортировать предметы по форме, например, отделить шайбочки от болтиков или нарезанные из картона кружочки от крестиков. Если ребенок свободно сличает и различает 2-3 формы, например, ромб, круг, квадрат, предложите ему поиграть в ящик с прорезями разной формы и фигурами, подходящими к этим прорезям.
Научите сличать предметы по величине, например, помочь маме разложить столовые и чайные ложки, а затем столовые, чайные и десертные. Предварительно вымыв монетки, можно предложить сделать стопки из различных монет.
К перечисленным выше играм добавьте игры на сличение парных картинок (лото), предложите сличить цветные картинки с их контурным изображением.
  • Учите детей возводить по образцу постройки их кубиков, палочек или деталей. Образец должен находиться у ребенка перед глазами: «Построй такой же домик, какой построил я», — говорит взрослый. Или: «Посмотри внимательно и разложи палочки (кубики, мозаику) так, как положила их я», — говорит мама. Для проведения таких занятий надо иметь два комплекта кубиков, деталей, палочек и т.п. Одним пользуется ребенок, другим — взрослый.

Необходимо начинать группировать предметы с минимального количества (двух-трех), а затем постепенно увеличивать их. Из 2-3 кубиков можно предложить построить «башню» или «поезд». Из 4 и более кубиков получаются довольно сложные постройки: «дом», «ворота», «гагаж» и др. Сделанные постройки включайте в игру: на «стул» посадите куклу, покормите ее; в «гараж» поставьте машину и т.д.
Аналогично кубикам можно использовать другие предметы. Например, научите детей выкладывать из палочек узоры. Предлагайте сначала сочетать малое количество элементов (не более 2-3): две палочки, например, можно располагать следующим образом: II, Х, Т, =. Из трех палочек можно создать более сложную композицию.
5 Регулярно проводите занятия по обучению ребенка составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности провести «починку» или «сборку» игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. Наклеенную на картон картинку сначала разрежьте на две равные половины по горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную картинку из трех, а затем четырех частей. С особым удовольствием ребенок подберет хвосты животным.
Примечание: нормально развивающиеся 3-летние дети свободно складывают разрезные картинки из двух-трех частей, а 5-6-летние — из шести и более частей. Из разрозненных разрезанных на части и перемешанных между собой карточек дети соберут изображения животных, предметов, людей и др.
  • Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед малышом предметные картинки, попросите сначала показать то, на чем ездят: «покажи машину», затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, что едят и др. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда; 2) мебель; 3) посуда; 4) транспорт; 5) игрушки; 6) обувь.

Для группировки предметов по их назначению хорошо использовать «Лото на четырех языках».
7. Если дети свободно сличают и сортируют предметы по цвету, форме, величине, умеют складывать разрезные (новые) картинки из трех и более частей, умеют группировать предметы по назначению и виду, научите их выстраивать предметы по росту. Например, поставить по росту 5-6 матрешек или разложить по убывающей (возрастающей) палочки разной длины, по величине кружочки и др. В заключение предложите вставить одну из матрешек в сомкнутый ряд

Формирование продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте 

Первой  продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность.  Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, глиной, клеем, и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка  связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой. Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, то есть со всем психическим развитием ребенка. У нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивный. Однако при этом идет активное ассоциирование изображения с обликом знакомых предметов, происходит "опредмечивание" каракулей посредством слова. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.У детей с нарушением интеллекта, с которыми не проводится коррекционная работа по формированию изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не называются детьми, то есть не связываются с окружающими предметами.В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не  встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, то есть объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с нарушениями интеллекта тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления,  предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.Все это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта на всем протяжении дошкольного детства.Одной из основных  задач  начального периода является формирование мотивационно-потребностного плана деятельности. У детей  вызывают жалание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д. В этом решающую роль играет пример взрослого, который рисует, лепит, выполняет аппликацию на глазах у ребенка. Для  изображения он подбирает наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у ребенка эмоциональный отклик. Помимо отдельных предметов и игрушек, взрослый в своих рисунках изображает интересные события из жизни детей, прогулок, эпизодов знакомых сказок. Изображения, выполняемые взрослым мелом на доске, красками или фломастером на бумаге, довольно схематичны, отражают лишь самое существенное, процесс создания сопровождается эмоциональным словесным пояснением, обращениями к детям, выразительными жестами, движениями.Следующей задачей является формирование способов обследования: ощупывания перед лепкой, обведение-выделение плоскотной формы перед рисованием. Обследование проводится  в определнной последовательности: от восприяти предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование выделением целостного предмета.Эта задача реализуется при обучении детей предметному рисованию и лепке по натуре. В качестве натуры используются реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и т д. В ходе обследования важно вызвать у ребенка положительные  эмоции  к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета.Вслед  за предметным рисованием и лепкой с натуры проводится предметное рисование и лепка по представлению.  Педагог  учит детей изображать предметы по описанию.Переход к сюжетному рисованию  знаменует собой  возникновение новых возможностей. Ребенок изображает воспринятое  не непосредственно в момент восприятия, а отсроченно - по представлению.В  результате целенаправленной работы по обучению детей рисованию и лепке с натуры и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. На этих занятиях воспитатель учит ребенка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие.Со всеми этими занятиями тесно переплетаются занятия по аппликации, которые помогают детям объяснить, как объемная форма изображается в плоскости, дети учатся подбирать сочетания цветов.В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки.С этой целью педагог  на глазах у детей  строит различные постройки для игры. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, игровыми действиями. Особое внимание уделяется формированию у детей представления  о связи предметами со всеми видами изображений.   Он не только строит, но тут же рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображен в графической, аппликативной, конструктивной формах.На начальных этапах  одним из основных методов обучения конструированию является подражание действиям взрослого. Действия по подражанию предполагают буквальное следование ребенка за взрослым, воспроизведение его действий без отсрочки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком. Затем постройки обыгрываются.

В дальнейшем учат выполнять конструкции по образцу. Анализ образца начинается с выделения объекта в целом, затем переходят к выделению основных опорных частей, после этого переходят к деталям постройки.В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. В старших группах дети выполняют постройки по представлению. Таким образом, при особой организации и коррекционной направленности обучения дети с нарушением интеллекта оказываются способны  выполнять предметные изображения, а также отражать несложное содержание, связанное с их  жизненным опытом(Используемая литература: А.А. Катаева, Е.А. Стребелева "Дошкольная олигофренопедагогика"). 



Советы дефектолога.
Я предлагаю вашему вниманию советы по воспитанию и поведению с детьми.
Ø  Помните: ребенок – это личность и необходимо уважать и любить его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение. Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам:
Ø  Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.
Ø  Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.
Ø  Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.
Ø  Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.
Ø  Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Ø  Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.
Ø  Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.
Ø  Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.
Ø  Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом, он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
Ø  Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.
Ø  Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.
Ø  Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все, же забывается. А нагоняй, кажется, никогда. Дайте ребенку почувствовать, что он родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.
Ø  Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет вашим другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а, не подвергаясь критике. Ребенку важно знать от вас, что правильно, а что нет.
Ø Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет.
Ø  Помните! Ребенок поступает, делает так, как он видит! А не так, как он слышит, он будет делать так, как делаете это вы.
   
Использование нетрадиционного дидактического материала по развитию сенсомоторной сферы для детей с ОВЗ.
Игры с прищепками
Изначально прищепки используют для сличения цвета; для группировки по цвету.  Затем это может быть подбор нужных по цвету для создания предметных картинок. Прищепки «превращаются» в различные предметы, животных, птиц, людей и сюжетные картины.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (чередуя руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются задачи:
   Развитие мелкой моторики рук;
         Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений
   Формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу
   Способствуют обогащению их бытового и практического опыта.
     Развивая движения в предлагаемых упражнениях, действия с прищепками озвучиваются веселыми текстами, стихами и игровыми приемами, чем вызывают у детей большой интерес.
Мыльные пузыри
Мы используем для обогащения чувственного опыта детей, для снятия эмоционального напряжения. Дети любят бегать за мыльными пузырями ловить и лопать их. Дайте им в волю набегаться. Очень скоро дети поймут, как тонок и недолговечен мыльный пузырь, как легко он лопается. Как трудно его поймать! И тогда предложите попробовать поймать пузырь, одев пушистые шерстяные варежки! Сложно передать словами восторг, который испытывает ребенок, удерживая на ладони радужный колышущийся шар! Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.
Предлагаем такие игры:
§  – «Снег пошел» – дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.
§  – «Плыви, кораблик!» – дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).
§  – «Вертушка» – дуть на игрушку-вертушку.
§  – «Катись, шарик!» – дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.
§  – «Бульки» – дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.      
Игры с водой
Мы используем в работе  акватерапию для детей с ОВЗ.  Какие дети особенно нуждаются в играх с водой?  Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. Наши дети - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями - с удовольствием играют с водой. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить  игры - занятия с водой в качестве дополнительного методического приема.
Игры с водой, направленны на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие речи. Они стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Направлены на стимулирование сенсорного развития детей, компенсацию сенсорных впечатлений; развитие зрительных ориентации, слуховой памяти. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии. С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую.
Игрушки и предметы, которые целесообразнее всего использовать в играх с водой.
В первую очередь, это, конечно, пластиковые игрушки. Во-вторых, разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды В магазинах игрушек продаются специальные наборы для игры с песком, а также игрушки и приспособления для игры с водой. Но многое можно сделать своими руками: из пластиковых упаковок от продуктов, из пенопласта, из картона. Различные пластмассовые баночки хорошо использовать в качестве формочек. Могут пригодиться пластиковые бутылки из-под минеральной воды и лимонада. Из них можно делать совочки, воронки, брызгалки. Кроме того, можно применять и природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди), а так же сачки, удочки-игрушки, ложки, половники, пинцеты, пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д
                                                         Игры с тестом
Одним из приемов развития перцептивной деятельности является работа с тестом. Это мягкий, теплый, пластичный материал для детской руки, вызывает у детей приятные ощущения, и превращают работу с ним в интересное занятие. В процессе работы с тестом у детей развивается мелкая моторика пальцев, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт - чувство пластики, формы, расслабляют ребёнка, снимают эмоциональное напряжение. Они видят конечный результат своей работы, который в дальнейшем используется в различных видах игр, оформлении группы, подарков на праздники.   Варианты игр с тестом:
  1.Пальчики шагают по лепёшке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепёшки ).
  2. На полоску картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
     3. Большим пальцем надавливают в середину лепёшки.  
     4. Лепёшку украшают горохом, фасолью.
     5. Ребёнку дать комочек теста жёлтого цвета " Лепим колобок " - раскатать между ладонями шар, " Колобок, колобок, румяный бок ".
     6. Предложить приклеить колобку глазки, рот, нос из горошка или фасоли.
     7. Построить пирамидку, скрепить шарики или кубики кусочками теста
      8. Нанизывать шарики из теста на палочку, карандаш.

                                     Игры с крупами
Развивающие игры с крупами очень полезны и интересны для детей. Для таких игр с ребенком подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже  обычная соль.
Развивающая игра – «Кашка для мишки». Дайте ребенку ложку и две емкости (желательно небьющиеся). В одну из них насыпьте немного крупы и покажите ребенку, как можно ложечкой пересыпать из одной посудины в другую. Для этих целей прекрасно подойдет детская пластмассовая посуда — яркие кастрюльки и сковородочки. «Сварите» с ребенком кашку для мишки и супчик для заиньки. Эта развивающая игра поможет научить  общаться с ложкой. Только не забывайте о технике безопасности: при «общении» ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом.
Развивающая игра - «Бассейн для пальчиков». Для его изготовления потребуется 5-литровая пластмассовая бутылка из-под минеральной воды (любая другая емкость с прозрачными стенками, кроме стеклянной, тоже подойдет). Срежьте у бутылки верхнюю половину — вам потребуется нижняя часть. Для безопасности края среза обклейте скотчем или изолентой и наполните посуду любой крупой. В полученный «бассейн» спрячьте кубик. Покажите ребенку другой кубик и попросите его отыскать такой же в «бассейне». Когда ребенок освоится с заданием, увеличьте количество «погруженных» предметов. Это могут быть шарики от пинг-понга, крышки от банок или чайные ложки.

Развитие мелкой моторики ребенка.

 Движения кистей и пальцев рук ребенка оказывают мощное воздействие на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Активизация  зон головного мозга, ответственных за движения кистей рук ,затрагивает и активизирует расположенные рядом моторные речевые зоны. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти приобретают подвижность, пальцы дифференцированность движений, а в  дальнейшим  это также облегчит приобретения навыков письма. 

  Талантом нашей народной педагогики без научного обоснования, интуитивно  созданы игры «Ладушки», « Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значения трудно переоценить. В детском саду проводится пальчиковая гимнастика. Движения пальцев могут быть сопряжены с ритмичным проговариванием, это особенно хорошо для ритмизации речи, преодоления структурных нарушений.  Все это полезно делать и дома. 

                                         Например, упражнение «Домик»:
Раз, два, три, четыре, пять               разжимаем пальцы из кулака по одному,                                                                    Начиная с большого.                    

Вышли пальчики гулять,                  Ритмично разжимаем все                                                                                                 пальцы вместе.

Раз, два, три, четыре, пять               Сжимаем поочередно широко 

                                                                  расставленные  пальцы в кулак, 

                                                                   начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.             Ритмично сжимаем все пальцы вместе. 

 Могут  быть использованы и упражнения без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Пианист» - кисти над столом, поочередно пальцы опускаются на стол («клавиши») и поднимаются. Очень полезно конструирование из спичек. Можно усложнить задание, попросив брать спички, например, только двумя большими или двумя указательными, или двумя средними, или двумя безымянными, или двумя мизинцами обеих рук. Или одной рукой –например, большим и безымянным  или указательным и средним.               Можно поиграть в игру «Выгладим пеленки для сестры Аленки». Каждому ребенку раздайте скомканный лист бумаги. Его нужно разгладить обеими руками, кулаками, одной рукой, только двумя пальцами, только указательными пальцами, мизинцами, только одним каким-либо пальцем.Очень полезны конструкторы, пластилин, шнуровки, мозаики.

Дома можно найти много полезного:

Ø различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, круп;

Ø пуговицы и бусы различной величины;

Ø свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;

Ø различные застежки: молнии, кнопки, пуговицы, крючки;

Ø различные веревочки для завязывания и развязывания узлов, плетение косичек;

Ø разнообразные мелкие игрушки.

                              Творческих Вам успехов, интересных находок!



Литвинова Светлана Олеговна
Учитель - дефектолог высшей категории
МАДОУ № 473

  Детям с ограниченными возможностями здоровья крайне необходима комплексная помощь со стороны специалистов, в том числе учителя-дефектолога. 

  Дефектолог это специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием детей с особенностями психофизического развития.  Основные формы работы учителя-дефектолога:подгрупповые и индивидуальные занятия.  В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.  

Главная задача дефектолога - определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.  Цель коррекционно-развивающих занятий - конкретная помощь конкретному ребенку.  Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса.  

Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. 


Уважаемые педагоги и родители!

 "Развитие коммуникативных умений у детей с ОВЗ через игру-драматизацию"



Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию по теме "Развитие сенсомоторной сферы "и мастер-класс

                                


Развитие тактильно-дигательного восприятия у детей  дошкольного возраста с нарушением интеллекта по средствам дидактических игр.
Данный иллюстративный и информативный материал повествует об этапах коррекционно-педагогической работы по развитию тактильно-двигательного восприятия и содержит перечень дидактических игр.















Комментариев нет:

Отправить комментарий