Октябрь 2023
Благодарим всех родителей за совместную работу с детьми ,
за изготовление поделок из природного материала к выставке
"Осенние мотивы".
Приятно, когда ребенок улыбается и показывает на свою поделку, видит результат своих действий и гордится ими.
Уходящий 2020 год в нашем детском саду завершился конкурсом оформления новогоднего окна.
Благодаря мамам Апухтина Никиты - Ольги Евгеньевны и Давыдкиной Ксюши - Наталье Анатольевне, на окне нашей группы появились кружевные занавески из множества белоснежных ажурных снежинок. А мы - воспитатели дополнили этот узор образами кошки с котенком, которые "наблюдают за птицами", "встречают и провожают" детей и взрослых.
Так, совместно с родителями, мы создали уютную зимнюю атмосферу для детей нашей группы и познакомились со снежинками.
В рамках проведения "Правовой декады - 2020" в нашем детском саду проводится социально - педагогическая акция "Мир Добра и Толерантности".
"Если я чем - то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а напротив - одаряю"
Антуан де Сент Экзюпери
Цель: формирование у воспитанников толерантного поведения друг к другу, создание условий для укрепления и гармонизации детско - родительских отношений и создание атмосферы благоприятного психологического климата в детском саду.
В рамках этой Акции в ДОУ созданы "Центры доброго общения" - специальные зоны для активностей в паре родитель - ребенок.
Такой Центр создали и мы в раздевалке нашей группы. Туда входит мягкое кресло, цветной коврик, фотографии детей с родителями и воздушные шары для создания радостного настроения. Этот небольшой уютный уголок помогает родителям и детям облегчить расставание, пожелать друг другу хорошего дня, обняться и провести несколько счастливых минут вместе.
ПРОЕКТ "МЫ ВМЕСТЕ"
(Сотрудничество
с родителями
в
области «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ)
учитель-дефектолог Литвинова С.О.
учитель-дефектолог Литвинова С.О.
Актуальность:
Проект
актуален ввиду увеличения детей с ОВЗ и увеличением количества безречевых
детей.
А
также, актуальность в недостаточной осведомленности и поверхностном интересе родителей к социально-коммуникативному
развитию детей с ОВЗ.
Цель проекта:
Разработать
и внедрить инновационные формы работы с родителями по
социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ.
Задачи:
Ø Описать
инновационные формы работы с родителями.
Ø
Вовлечь родителей в образовательный
процесс.
Ø
Обучить вербальным и невербальным
способам общения с детьми, через разнообразные игровые приемы и технологии.
Предполагаемый
результат:
·
Данный
проект по коррекции детско-родительских отношений позволит обучить семьи детей
с ОВЗ навыкам общения, что значительно улучшит процесс адаптации и повысит
эффект образовательного процесса
·
Сплоченность детей, родителей и педагога
в процессе сотрудничества. В ходе реализации проекта положительное влияние на
эмоционально-личностную сферу детей и родителей.
Участники проекта:
учитель-дефектолог, дети и родители.
Вид проекта:
творческий
Длительность проекта:
долгосрочный
Реализация проекта
включает три этапа:
Первый
этап – накопительный
Второй
этап – практический
Третий
этап – результативный
№
|
Формы работы
|
Тема
|
Цель
|
Участники
|
1
|
Родительское
собрание
|
«Разрешите представиться»
|
Создание
благоприятной обстановки для адаптации детей и родителей
|
Педагог
и родители
|
2
|
Почта
доверия
|
«Расскажи и я пойму»
|
Индивидуальные
беседы-консультации
|
Педагог
и родители
|
3
|
Открытое
занятие для просмотра родителей
|
Драматизация знакомой сказки
« Колобок»
|
Включение
детей и взрослых в театральную деятельность
|
Дети,
Родители,
педагоги
|
4
|
Экскурсия
«День открытых дверей»
|
«Мы вам рады»
|
Знакомство
с помещением детского сада и группы.
|
педагог
родители
и дети
|
5
|
Круглый
стол
|
«Наши
помощники – карточки ПЭКС»
|
Обмен
опытом по данной методике
|
Родители
педагог
|
6
|
Семейная
игротека – вечер с мамой
|
«Выбирай и играй»
|
Использование
нетрадиционных дидактических материалов
|
Родители
педагог
|
7
|
Беседа-консультация
|
«Живые картинки»
|
Разыгрывание стихов, потешек с использованием игрушек.
|
Педагог
и родители
|
8
|
День
добрых дел
|
Новые игры,
поделки,
пособия
|
Посильная
помощь родителей в создании развивающей среды
|
родители
|
9
|
Семинар-практикум
|
«55 способов общения с неговорящим
ребенком»
|
Способствовать
повышению
компетентности родителей по данной теме
|
Педагог
и
родители
|
10
|
Мастер-класс
|
«Мнемотехника как средство сенсомоторного и
речевого развития детей с использованием разнообразного дидактического
материала»
|
Показать,
как в игровой форме, с использованием разных материалов, можно с детьми
разучить стихотворение, рассказать сказку, или составить рассказ.
|
Педагог
и родители
|
11
|
Познавательнокоммуникатив-ная игра
|
«Фразовый конструктор»
|
Эта форма игры дает возможность детям и родителям самим выбрать
то, о чем хотят сказать.
|
родители
|
12
|
Интерактивная
родительская гостиная
|
Блог
«Развитие,
коррекция и
помощь»
|
Практические рекомендации
и советы по данной теме
|
Родители
и педагог
|
13
|
Практикум
|
«Школа
заботливых родителей»
|
Использование
полученных знаний для организации разных видов детской деятельности в
домашних условиях.
|
Родители
|
14
|
Фотоэкскурсия
|
«Моя семья»
«Наши праздники»
|
Формировать умение вступать в речевой контакт
на вербальном и не вербальном уровне.
|
Родители
и дети
|
15
|
Музыкальная
игротека
|
«Перемена»
|
С помощью музыкальных игр развивать слухово-кальную, слухо-двигательную, зрительно-двигательную
координацию и дать возможность применять их в разных видах деятельности.
|
Родители
Педагог
дети
|
Приложения
– описания
используемых форм работы к проекту:
Сотрудничество с родителями
в области «Социально-коммуникативное развитие» детей
с ОВЗ
«Мы вместе»
Все
больше возникает потребность в активных формах сотрудничества с родителями,
позволяющих вовлечь их в процесс познания собственного ребенка, совместно
решать значимые задачи, участвовать в общении. Применение предложенных форм
работы позволит раскрепостить родителей детей с ОВЗ, сделать их активными
участниками образовательной деятельности.
Карточки
PECS
Карточки PECS – это
альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – научить
родителей и дать ребенку с ОВЗ возможность попросить или сказать о том, что он
хочет, что ему нужно, так как он не может это сделать традиционно, с помощью
слов.
Мы адаптировали эти карточки в сферу организации
режима дня. Расписали деятельность
в детском саду по основным пунктам.
Важно не упустить ни одного совершаемого действия или процесса.
В свободной деятельности предлагаются карточки на
выбор, чем бы хотел заняться ребенок. После выполнения действия карточка с
планшета убирается.
Обязательным
условием при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем
средств коммуникации: коммуникативной доски, коммуникативного альбома, которые
позволяют ребенку и окружающим его людям общаться.
Коммуникативная
доска и коммуникативный альбом включают:
• фотографии близких людей;
•
фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
•
фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей
ребенка (вода, еда, туалет);
•
фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;
•
пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции
(
просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).
Фотоэкскурсии
Предлагаемая форма
работы похожа на работу с пиктограммами, но в данном случае значки заменены на фотографии знакомых
ребенку предметов и людей. Основными особенностями данного альбома является то,
что его делают родители вместе с детьми. Фотографии, которые вклеиваются в
альбом, отражают ближайшее окружение ребенка (семья, квартира, окружающий
только данного ребенка мир людей и вещей). Мы ставим перед собой две основные
задачи: формирование представлений ребенка о себе и окружающем его мире и
развитие речи, как импрессивной, так и экспрессивной. Так же очень важно, что
при формировании и использовании фотоальбома, в процесс обучения активно вступают
родители детей. В ходе этой работы семья
ощущает свою значимость и причастность к обучению своего ребенка.
«Индивидуальный фотоальбом» может постоянно обновляться, обрастать новыми
темами, «расти» вместе с ребенком, и в тоже время нести в себе коррекционно-развивающую,
воспитательную и образовательную направленность.
Фразовый
конструктор
Д/п
«Фразовый конструктор» создано по принципу от простого к сложному,
поэтому
мы предлагаем его родителям для работы с детьми с ОВЗ.
Пособие
содержит игровые поля с изображенными на них людьми и
карточки-символы с изображением предметов,
действий, признаков. Это
пособие
можно использовать в домашней игротеке. Дети и родители сами
выбирают
то, о чем хотят сказать. В ходе этой увлекательной игры у детей
развивается внимательность, понятийность,
социально-коммуникативные навыки. Формируется фразовая речь из 2-3-4 слов.
Музыкальная
терапия
Очень хороша для
развития социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ музыкальная терапия. Особенно эффективна для детей с РАС и детей с
синдромом Дауна. Музыкальные игры влияют на развитие слухо-вокальной, слухо-двигательной, зрительно-двигательной
координации и дают возможность применять
их в разных видах деятельности.
Мнемотехника
с использованием
нетрадиционных дидактических материалов
Самое главное, эффективность мнемотехники в том, что
она существенно сокращает время
обучения. Ребенка с ОВЗ надо учить
контролировать правильность запоминания.
Традиционное использование мнемотехники
применяется в методике зарисовывании
текстов, а также в использовании готовых карточек-картинок для
рассказывания. А мы предлагаем родителям, в домашней игротеке использовать
приемы мнемотехники на разном дидактическом материале. Как один из нетрадиционных приемов дидактического материала можно
использовать, например, прищепки. Текст делится поэтапно на смысловые
фразы и представляется в картинках с прищепками. Все действия с
прищепками озвучиваются познавательными текстами, стихами и
игровыми приемами.
Прием мнемотехники родители с детьми могут успешно применять, используя «Волшебные коврики». Этот Д/М состоит из отдельных квадратных
ковриков, на которых можно работать индивидуально, а затем несколько соединить
в таблицу-панно. В пособии имеются множество фигур разного цвета, формы и
величины из которых можно составлять разные предметы. Эффективность этого
материала очевидна, потому что, составляя и рассказывая стихотворение на
«Волшебных ковриках», дети проявляют познавательный интерес, закрепляют
сенсорные эталоны, развивают моторику, учатся ориентировке на плоскости.
В работе с детьми родителям рекомендуем использовать
пескотерапию, так
называемый живой песок, кинетический с которым играть одно удовольствие. Игры с песком позволяют раскрыть
индивидуальность каждого ребенка, помогают научиться детям и родителям,
общаться друг с другом, выражать свои мысли и эмоции. Используя приемы
мнемотехники, можно рассказать на песке стихи
А.Барто или известные сказки, используя фигурки, игрушки.
«55
способов общения с неговорящим ребенком»
Эта подборка игр и
упражнений для детей с ОВЗ, у которых нет речи. С помощью этих игр и упражнений
родители могут пополнить семейную, домашнюю игротеку для развития социально-коммуникативных навыков
у детей.
********************************************************************************
Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Они нуждаются в помощи специалистов и рекомендациях педагогов. В развитии и воспитании детей очень важно поддерживать взаимосвязь между педагогами, родителями и детьми. Поэтому на этой страничке мы предлагаем формы и приемы взаимосвязи с семьей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий