Взаимосвязь с семьей

                                                                                                                                   Октябрь 2023
Благодарим всех родителей за совместную работу с детьми , 
за изготовление поделок из природного материала к выставке 
"Осенние мотивы".
Приятно, когда ребенок улыбается и показывает на свою поделку, видит результат своих действий и гордится ими.










Уходящий 2020 год в нашем детском саду завершился конкурсом оформления новогоднего окна. 

Благодаря мамам Апухтина Никиты - Ольги Евгеньевны  и Давыдкиной Ксюши - Наталье Анатольевне, на окне  нашей группы появились кружевные занавески из множества белоснежных ажурных снежинок. А мы  - воспитатели дополнили этот узор образами кошки с котенком, которые "наблюдают за птицами", "встречают и провожают" детей и взрослых. 
Так, совместно с родителями, мы создали уютную зимнюю атмосферу для детей нашей группы и познакомились со снежинками.

В рамках проведения "Правовой декады - 2020" в нашем детском саду проводится социально - педагогическая акция "Мир Добра и Толерантности".

"Если я чем - то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а напротив - одаряю"
Антуан де Сент Экзюпери

Цель: формирование у воспитанников толерантного поведения друг к другу,  создание условий для укрепления и гармонизации детско - родительских отношений и создание атмосферы благоприятного психологического климата в детском саду. 

В рамках этой Акции в ДОУ созданы "Центры доброго общения" - специальные зоны для активностей в паре родитель - ребенок. 

Такой Центр создали и мы в раздевалке нашей группы. Туда входит мягкое кресло, цветной коврик, фотографии детей с родителями и воздушные шары для создания радостного настроения.  Этот небольшой уютный уголок помогает родителям и детям облегчить расставание, пожелать друг другу хорошего дня, обняться и провести несколько счастливых минут вместе. 



                      
                                                                                                         
ПРОЕКТ "МЫ ВМЕСТЕ" 
(Сотрудничество с родителями
в области «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ)
                                                                учитель-дефектолог Литвинова С.О.

Актуальность: 
Проект актуален ввиду увеличения детей с ОВЗ и увеличением количества безречевых детей.
А также, актуальность в недостаточной осведомленности и поверхностном интересе родителей к социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ.
Цель проекта:  
Разработать и внедрить инновационные формы работы с родителями по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ.
Задачи:
Ø Описать инновационные формы работы с родителями.
Ø Вовлечь родителей в образовательный процесс.
Ø Обучить вербальным и невербальным способам общения с детьми, через разнообразные игровые приемы и технологии.

Предполагаемый результат:
·        Данный проект по коррекции детско-родительских отношений позволит обучить семьи детей с ОВЗ навыкам общения, что значительно улучшит процесс адаптации и повысит эффект образовательного процесса
·        Сплоченность детей, родителей и педагога в процессе сотрудничества. В ходе реализации проекта положительное влияние на эмоционально-личностную сферу детей и родителей.
Участники проекта: учитель-дефектолог, дети и родители.
Вид проекта: творческий
Длительность проекта: долгосрочный
Реализация проекта включает три этапа:
Первый этап – накопительный
Второй этап – практический
Третий этап – результативный

Формы работы

            
             Тема
         
          Цель

Участники
1
Родительское собрание

«Разрешите представиться»

Создание благоприятной обстановки для адаптации детей и родителей
Педагог         и родители
2

Почта доверия

«Расскажи и я пойму»

Индивидуальные беседы-консультации

Педагог
       и родители
3
Открытое занятие для просмотра родителей
  
Драматизация знакомой сказки
« Колобок»
Включение детей и взрослых в театральную деятельность

Дети,
Родители,
педагоги
4
Экскурсия «День открытых дверей»

   «Мы вам рады»
Знакомство с помещением детского сада и группы.

педагог
родители и дети
5

Круглый стол

«Наши помощники – карточки ПЭКС»


Обмен опытом по данной методике
Родители
педагог
6
Семейная игротека – вечер с мамой

«Выбирай и играй»
Использование нетрадиционных дидактических материалов

Родители
педагог
7

Беседа-консультация

«Живые картинки»
Разыгрывание стихов, потешек с использованием игрушек.

Педагог и родители
8

День добрых дел

Новые игры,
поделки,
пособия
Посильная помощь родителей в создании развивающей среды

родители
9

Семинар-практикум

  «55 способов общения с неговорящим ребенком»
Способствовать
повышению компетентности родителей по данной теме


Педагог
      и
родители
10
Мастер-класс
«Мнемотехника как средство сенсомоторного и речевого развития детей с использованием разнообразного дидактического материала»

Показать, как в игровой форме, с использованием разных материалов, можно с детьми разучить стихотворение, рассказать сказку, или составить рассказ.
Педагог и родители
11
Познавательнокоммуникатив-ная     игра
«Фразовый конструктор»

Эта форма игры дает возможность детям и родителям самим выбрать то, о чем хотят сказать.
родители
12
Интерактивная родительская гостиная

Блог «Развитие,
коррекция и помощь»
Практические  рекомендации и  советы по данной теме
Родители
 и педагог
13
Практикум
«Школа заботливых родителей»
Использование полученных знаний для организации разных видов детской деятельности в домашних условиях.
Родители
14
Фотоэкскурсия
«Моя семья»
«Наши праздники»

Формировать умение вступать в речевой контакт на вербальном и не вербальном уровне.

Родители
 и дети
15
Музыкальная
игротека
«Перемена»
 С помощью музыкальных игр развивать слухово-кальную,  слухо-двигательную, зрительно-двигательную координацию и дать возможность применять их в разных видах деятельности.
Родители
Педагог
дети

Приложения – описания
используемых форм работы к проекту:
Сотрудничество с родителями
в области «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ
«Мы вместе»

Все больше возникает потребность в активных формах сотрудничества с родителями, позволяющих вовлечь их в процесс познания собственного ребенка, совместно решать значимые задачи, участвовать в общении. Применение предложенных форм работы позволит раскрепостить родителей детей с ОВЗ, сделать их активными участниками образовательной деятельности.

Карточки PECS

Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – научить родителей и дать ребенку с ОВЗ возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, так как он не может это сделать традиционно, с помощью слов.
Мы адаптировали эти карточки в сферу организации режима дня.   Расписали  деятельность   в детском саду по основным пунктам.  Важно не упустить ни одного совершаемого действия или процесса.

                        

В свободной деятельности предлагаются карточки на выбор, чем бы хотел заняться ребенок. После выполнения действия карточка с планшета убирается.
                             
Обязательным условием при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем средств коммуникации: коммуникативной доски, коммуникативного альбома, которые позволяют ребенку и окружающим его людям общаться.
Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:
 • фотографии близких людей;
• фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
• фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);
• фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;
• пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции
( просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).

                                                                Фотоэкскурсии
Предлагаемая форма работы похожа на работу с пиктограммами, но в данном случае значки заменены на фотографии знакомых ребенку предметов и людей. Основными особенностями данного альбома является то, что его делают родители вместе с детьми. Фотографии, которые вклеиваются в альбом, отражают ближайшее окружение ребенка (семья, квартира, окружающий только данного ребенка мир людей и вещей). Мы ставим перед собой две основные задачи: формирование представлений ребенка о себе и окружающем его мире и развитие речи, как импрессивной, так и экспрессивной. Так же очень важно, что при формировании и использовании фотоальбома, в процесс обучения активно вступают родители  детей. В ходе этой работы семья ощущает свою значимость и причастность к обучению своего ребенка. «Индивидуальный фотоальбом» может постоянно обновляться, обрастать новыми темами, «расти» вместе с ребенком, и в тоже время нести в себе коррекционно-развивающую, воспитательную и образовательную направленность.
Фразовый конструктор
Д/п «Фразовый конструктор» создано по принципу от простого к сложному,
поэтому мы предлагаем его родителям для работы с детьми с ОВЗ.
Пособие содержит игровые поля с изображенными на них людьми и
 карточки-символы с изображением предметов, действий, признаков. Это
пособие можно использовать в домашней игротеке. Дети и родители сами
выбирают то, о чем хотят сказать. В ходе этой увлекательной игры у детей
 развивается внимательность, понятийность, социально-коммуникативные навыки. Формируется фразовая речь из 2-3-4 слов.

Музыкальная терапия
Очень хороша для развития социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ музыкальная терапия.  Особенно эффективна для детей с РАС и детей с синдромом Дауна. Музыкальные игры влияют на развитие слухо-вокальной,  слухо-двигательной, зрительно-двигательной координации и дают  возможность применять их в разных видах деятельности.

Мнемотехника
с использованием нетрадиционных дидактических материалов
Самое главное, эффективность мнемотехники в том, что она существенно сокращает время  обучения. Ребенка с ОВЗ надо учить контролировать правильность запоминания.
Традиционное использование мнемотехники применяется в методике зарисовывании  текстов, а также в использовании готовых карточек-картинок для рассказывания. А мы предлагаем родителям, в домашней игротеке использовать приемы мнемотехники на разном дидактическом материале. Как один из нетрадиционных приемов дидактического материала можно использовать, например, прищепки. Текст делится поэтапно на смысловые фразы и представляется в картинках с прищепками. Все действия с прищепками  озвучиваются познавательными текстами, стихами и игровыми приемами.
Прием мнемотехники родители  с детьми могут успешно  применять, используя «Волшебные коврики». Этот Д/М состоит из отдельных квадратных ковриков, на которых можно работать индивидуально, а затем несколько соединить в таблицу-панно. В пособии имеются множество фигур разного цвета, формы и величины из которых можно составлять разные предметы. Эффективность этого материала очевидна, потому что, составляя и рассказывая стихотворение на «Волшебных ковриках», дети проявляют познавательный интерес, закрепляют сенсорные эталоны, развивают моторику, учатся ориентировке на плоскости.
В работе с детьми родителям рекомендуем использовать пескотерапию, так называемый живой песок, кинетический с которым играть одно удовольствие. Игры с песком позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помогают научиться детям и родителям, общаться друг с другом, выражать свои мысли и эмоции. Используя приемы мнемотехники, можно рассказать на песке стихи А.Барто или известные сказки, используя фигурки, игрушки. 

«55 способов общения с неговорящим ребенком»
Эта подборка игр и упражнений для детей с ОВЗ, у которых нет речи. С помощью этих игр и упражнений родители могут пополнить семейную, домашнюю игротеку  для развития социально-коммуникативных навыков у детей.


********************************************************************************
Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Они нуждаются в помощи специалистов и рекомендациях педагогов. В развитии и воспитании детей очень важно поддерживать взаимосвязь между педагогами, родителями и детьми. Поэтому на этой страничке мы предлагаем формы и приемы взаимосвязи с семьей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий